Советы детских психологов

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви не достаточно" просит взрослых, особенно тех , кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз, заявлений, как:

 "Если ты не будешь вести себя как следует, никто не будет любить тебя". (Ребенок слышит это так: "такой, какой я есть, я неприемлем")

 "Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей" ("Я, наверное, плохой").

 "Ну разве можно быть таким глупым" ("Должно быть, я неумен").

 "Ты никогда ничего не понимаешь" (Я тупой, неспособный).


 Все эти установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Часто мы не следим за собой и сами не понимаем подтекст сказанных нами слов.

 Для родителей, приучивших своего ребенка к окрикам, будут полезны вывешенные в родительском уголке заповеди Монтессори-школ. Предлагаем их в том варианте, который нам любезно предоставили западные коллеги:


Детей учит то, что их окружает.

 · Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

 · Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

 · Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

 · Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

 · Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

 · Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

 · Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

 · Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

 · Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

 · Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

 · Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.


 Американские психологи предлагают родителям для проверки степени адаптированности детей (от 3 до 6 лет) ответить на ряд вопросов (они относятся к детям 3-6 лет). Вот они:

 

1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?

 2. Капризничает он реже одного или двух раз в неделю?

 3. Ложится ли спать спокойно, не выводя всех домашних из себя?

 4. Нормально ли он ест, не капризничает ли?

 5. Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?

 6. Удается ли ему не мочиться в постель?

 7. Отсутствует ли у него склонность сосать большой палец, часто хныкать или фантазировать?

 8. Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, словно вы покидаете его навсегда?

 9. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками?

 10. У него нет даже незначительных страхов?

 

Если вы можете ответить на все эти вопросы положительно, то у Вас нет повода для беспокойства. В противном случае надо подумать над Вашими отношениями с ребенком, и, возможно, посоветоваться со специалистом о том, что необходимо предпринять.