Просмотр телевизора: влияние на развитие и здоровье ребенка.

Сегодня найти информацию о негативном влиянии телевидения на детское зрение не так сложно. Достаточно ввести запрос в поисковой системе – и появляется множество статей с исчерпывающей информацией по данному вопросу. Мы не хотели бы пересказывать содержание этих материалов: их легко прочитать в интернете.

В этих статьях довольно полно описывается медицинский аспект зрительных нагрузок при просмотре TV. Мы же хотим осветить еще и психолого-педагогическую сторону этого вопроса.


1. Впитывающий разум.

Этот феномен был открыт и описан Марией Монтессори как уникальная способность детей до 6 лет буквально «впитывать» информацию из окружающей среды. Этим явлением объясняется, например, способность детей к изучению родного языка (и других языков), которая отсутствует у взрослых. Так все, что попадает в поле внимания ребенка: отношение родителей, их слова и эмоции, домашняя обстановка, общение с близкими людьми, атмосфера в дошкольном учреждение – «записывается», запечатлевается в памяти у ребенка. Телевизор , как правило, попадает в окружающую среду ребенка. И все, без исключения, количество информации, будь то мультфильм или реклама, записывается в памяти малыша. Мы часто говорим, что в самом безобидном диснеевском мультфильме есть сцены насилия, которые мы – взрослые, отфильтровываем, понимая, что это - ирония, и даже смеемся над тем, как один герой бьет другого дубинкой по голове. Мы не впитываем это так, как впитывает ребенок, и не переносим это в реальную жизнь – как переносит ребенок. Так вот, впитывающий разум – имеет не безграничные ресурсы. Объем человеческой памяти – ограничен. Поэтому если заполнить память ребенка (благодаря его уникальному впитывающему разуму телевизором или общением с дивайсами (отнесем сюда и ipad, и прочие радости современных молодых семей)), то свободного места для полезной информации – не останется. Увы, это факт. Не секрет, что даже взрослый, смотревший без остановки хотя бы 2 часа телевизор, не готов общаться на духовные темы и вести полноценную духовную жизнь, заниматься саморазвитием. Так чего мы ждем от наших детей?

2.Стагнация взгляда.

Комментирует врач-гомеопат детского центра Mini Bambini Людмила Баранова: «При просмотре телевизора у всех детей наблюдается стагнация взгляда: это напряженная продолжительная фокусировка глаз на экране или мониторе. Ребенок как бы замирает перед телевизором. В этот момент происходит и задержка дыхания, и даже может замедляться ритм кровообращения. Все это ведет к стагнации сознания».

3. Просмотр 3d фильмов.

Отдельно считаем нужным сказать о просмотре 3d фильмов. Вопреки мнению взрослых, что это – веселое развлекательное мероприятие, это - опасное занятия для ваших детей. Особенно – для дошкольников. Мало того, что половина юных зрителей начинает плакать от страха в темных кинозалах, так еще у некоторых детей случается самый настоящий шок от просмотра объемного изображения. Сюжет, как правило, в таких фильмах – очень динамичный: много летающих и перемещающихся объектов, постоянная смена кадров – все это дает невероятную нагрузку на психику ваших детей. Поэтому мы рекомендуем воздержаться от просмотра 3d кино с детьми хотя бы до школы.

Наши рекомендации:

Хорошей альтернативой кино и TV могут служить диафильмы. Совместный просмотр диафильмов дома в кругу семьи - это тихий голос мамы или папы, «голос за кадром». Это ребенок, спокойно и подолгу рассматривающий статичные картинки с комментариями взрослого, то есть это общение. Сегодня это - цифровой проектор, который дает мягкое и качественное изображение любого размера на любую стену на любом расстоянии от зрителя . Все это способствует успокоению и расслаблению ребенка и приготовлению его ко сну. Такой ритуал в жизни семьи может стать важным событием в жизни ребенка, которым он будет дорожить, в моменты которого он будет чувствовать себя любимым и защищенным.



Видео по теме:
Ребенок и телевизор. Советы психолога.