Диагностика развития. Личность.
Личность — целостная психологическая структура,
формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм
сознания и поведения. К психическим свойствам личности относят характер,
темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов
его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это
неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного
человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как
относительное постоянство психического облика или склада личности.
В отечественной психологии перспективным направлением изучения личности является системно-деятельностный подход, который видит реализующую общественные отношения деятельность субъекта в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности. В ходе развития личности постоянно осуществляется преобразование родовых, социально-типических качеств личности в индивидуальные личностно-смысловые ее качества.
В центре формирования личности лежит процесс развития аффективно-потребностной сферы, который проходит тот же культурно-исторический путь, что и познавательные процессы, «интеллектуализацию», «волюнтаризацию» и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции, поэтому понятием личность обозначается такой уровень развития человека, который позволяет ему принимать самостоятельное решение, управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой.
Человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.
Целостная структура личности, центром которой является
мотивационно-потребностная сфера, обусловлена, прежде всего, ее
направленностью. Иерархическое строение этой сферы определяют устойчиво
доминирующие мотивы. Личность в таком понимании представляет собой относительно
позднее образование, формирование которого, однако, начинается очень рано и
проходит ряд последовательных этапов. Каждый этап характеризуется
возникновением нового личностного образования, с которым связаны все другие
психологические особенности детей данного возраста.