Диагностика развития. Личность.

Личность — целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. К психическим свойствам личности относят характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности.

В отечественной психологии перспективным направлением изучения личности является системно-деятельностный подход, который видит реализующую общественные отношения деятельность субъекта в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности. В ходе развития личности постоянно осуществляется преобразование родовых, социально-типических качеств личности в индивидуальные личностно-смысловые ее качества.

В центре формирования личности лежит процесс развития аффективно-потребностной сферы, который проходит тот же культурно-исторический путь, что и познавательные процессы, «интеллектуализацию», «волюнтаризацию» и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции, поэтому понятием личность обозначается такой уровень развития человека, который позволяет ему принимать самостоятельное решение, управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой.

Человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.

Целостная структура личности, центром которой является мотивационно-потребностная сфера, обусловлена, прежде всего, ее направленностью. Иерархическое строение этой сферы определяют устойчиво доминирующие мотивы. Личность в таком понимании представляет собой относительно позднее образование, формирование которого, однако, начинается очень рано и проходит ряд последовательных этапов. Каждый этап характеризуется возникновением нового личностного образования, с которым связаны все другие психологические особенности детей данного возраста.

Гимнастика для языка>>>